Рубеж ХIХ и ХХ вв. определил и рубежи в искусстве. Другая техника письма:
широкий, энергичный мазок кистью или мастихином, не скрытый лессировками, казалось, хранил
энергию, темперамент, с которым мастер писал картину. Публика же, воспитанная на
гладкописи академистов и передвижников, ждала фотографической четкости и плохо воспринимала
широкую свободную манеру письма. Многие считали, что писать широко, свободно, значит – «мазать»
не составляет труда. Они не представляли, какую уверенность руки, какое чувство меры
должен выработать и воспитать в себе художник, с каким чувством цвета и гармонии он должен
родиться, чтобы писать энергично и уверенно, не прибегая к общему серому тону, чтобы объединить
колорит, т.е. согласовать цвет и его оттенки.
ЗАЛ № 1.
Молодые художники, которые хотели писать «только отрадное», стремились
выразить свои эмоции, передать состояние с помощью композиции, цвета, фактуры холста. Это была
красивая живопись. Художники находили необыкновенное в самом обыденном. В зале можно увидеть
работы: И.Э.Грабарь «Весенний ветерок», 1905; К.А.Коровин «Весной»; С.Ю.Жуковский «Солнце под
вечер», 1914; А.В.Моравов «Интерьер», 1913; В.Э.Борисов-Мусатов «Аллея», 1912; А.И.Савинов «В
саду», 1905; В.А.Плотников «Игра теней», 1911 и др.
ЗАЛ № 2.
Отечественное искусство начала ХХ века – одна из сложных, ярких и
драматических страниц его истории.
Изменилась общественная жизнь России, усложнилась, утратив прежнюю
цельность. В стремительном и грозном движении жизни искусство должно было анализировать и
предчувствовать будущие катаклизмы истории. В 1910-х годах начинают оформляться новые
устремления в искусстве – авангардизм. Они сводились к непрестанному обновлению художественной
формы, поискам новых средств выразительности. Представлены живописные полотна: А.В.Лентулов
«Церковь в Солнцедаре», 1913; А.В.Куприн «Натюрморт. Цветы и фрукты»; Р.Р.Фальк «Пейзаж»,
1913; А.В.Шевченко «Лучистая композиция», 1914.
«Амазонки русского авангарда» Л.С.Попова («Портрет», 1916), Н.С.Гончарова
(«Лучистые лилии», 1913) – постоянно представляют пермскую коллекцию на международных
выставках авангардного искусства.
Мастера авангарда стремились не только к всеобщему обновлению
художественной практики, но к пересмотру самой модели искусства как способа отражения жизни.
Изображаемый ими мир полон дисгармонии и диссонансов, передает ощущение тревоги и ожидания.
Это была своего рода эстетическая революция. Сомкнувшись с политической, она дала политической
революции колоссальный импульс энергии, оказала огромное влияние на общественное сознание.
Авангардисты, воплотившие в своем творчестве эстетическую драму и кризис, в 1920-30 гг. сами
оказались в драматической ситуации. Их отвергли официальные круги и обыватели, так как
авангардизм не пригоден ни для охраны старого, ни для утверждения нового. Но художественные
достижения авангарда были использованы последующими поколениями художников – мастерами
общества станковистов в 1920-30-е г.г., а позднее, в советском изобразительном искусстве,
художниками – шестидесятниками, мастерами так называемого «сурового стиля», а также – в
дизайне. В постсоветское время – в искусстве мастеров постмодерна.