Русское искусство XVIII - XIX веков - Виртуальная галерея

Перейти к контенту

Главное меню:

Экспозиция
Русское искусство XVIII - XIX веков.
Коллекция русского искусства XVIII - начала XX вв. составляет более 600 произведений живописи. Добавим коллекции оригинальной и печатной графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, в результате получим довольно полное представление о развитии отечественного искусства двух с половиной столетий. Коллекции собирались несколькими поколениями музейщиков ХХ века.

ЗАЛ № 1.
Экспозиция отечественного искусства начинается с портретного творчества художников XVIII века, времени, когда происходит основательное разделение светского и церковного искусства.
Парсуны (от лат. рersona – личность, особа: уже не икона, но еще не портрет), работы первых иностранных художников («россика»), приехавших в Россию по приглашению Петра I или в после петровское время, фамильные портреты дворян, известных российских деятелей, созданные русскими художниками второй половины XVIII века, составляют портретную галерею первого зала.
Первым значительным европейским художником, прибывшим в Россию по приглашению Петра I, был марселец Луи Каравакк. Он состоял придворным живописцем, писал портреты царской фамилии. Луи Каравакк «Портрет Петра I».   Это один из редких прижизненных портретов императора. Возможно, он позировал художнику. «Россику» составляют портреты Ж.-Л.Вуаля «И.П.Елагин», И.-Б.Лампи «А.С.Строганов», Франкара «Женский портрет» и др. Среди отечественных портретистов XVIII века обращают внимание работы Ф.С.Рокотова «Портрет Н.А.Демидова» и «Портрет неизвестной», В.Л.Боровиковского «Женский портрет» и «Мужской портрет», подаренные музею Абамелек-Лазаревыми, владельцами ряда заводов в Пермской губернии.

ЗАЛ № 2.
Собрание искусства XIX века дает представление обо всех спектрах идейных и художественных исканий. Здесь «итальянская страница»  в отечественной живописи, когда выпускники Академии художеств (открыта в 1757 г.), выполнившие  дипломный проект на золотую медаль, получали право завершить образование в Италии, в Риме. Для художников, архитекторов, литераторов Рим был своего рода «Меккой», вместившей в свою историю 27 веков, от античности – до современности. Здесь академисты черпали не только сюжеты для своих произведений, но и «солнечное» вдохновение. Произведения, выполненные: Ф.А.Бруни «Богоматерь с младенцем», 1823; К.П.Брюлловым «Последний день Помпеи». Эскиз 1827 г; «Диана, Эндимион и Сатир» 1849 г., Ф.М.Матвеевым «Водопады в Тиволи», А.А.Ивановым «Голова дрожащего мальчика», этюд к картине «Явление Христа народу» 1830- гг. и другими пенсионерами Академии художеств, были созданы в Риме.

ЗАЛ № 3.
Пять европейских Академий художеств приняли в свои члены прославленного мариниста И.К.Айвазовского. В экспозиции три его крымских марины: «Скалистый остров» 1855 г., скорее всего, это мыс Фиолент; «Контрабандисты», 1884 г., «Восход солнца у Алушты», 1893 г. Яркость живописи, эффектность освещения, переливчатость цвета, игра бликов, глубина морской стихии, передают величественную красоту моря.
После отечественной войны 1812 года в искусстве стал заметен интерес к народной жизни. С 1820-х гг. появляются произведения на темы из жизни и быта крестьян, ремесленников, городских бедняков, так называемая  жанровая живопись (фр. Genre). В зале также можно увидеть живописные работы: В.Г.Малышев «Уличная сцена у арестного дома», 1868; В.М.Максимов «Игра в шашки»; Н.В.Неврев «Большой выигрыш», 1874; Н.Д.Дмитриев-Оренбургский «Деревенский разносчик», 1860-е гг.

ЗАЛЫ №№ 4-5.
Жанровая живопись на протяжении более полувека претерпевает изменения, становясь то центром притяжения и подчиняя себе другие жанры, то растворяясь в других жанрах. Изменяется стиль жанровой живописи, следуя тем изменениям, что происходили в искусстве и обществе.
В 1870-80-е годы определился круг художников, тяготевших к национальной тематике в пейзажной, жанровой, исторической живописи. Но именно пейзажная живопись 1880-х годов знаменовала решительный поворот на «национальную тропу», по выражению историка искусства А.Прахова.  «Пейзажный взрыв» занимает в истории отечественной живописи значительное место. Родная природа – главный предмет реалистической пейзажной живописи, в отличие от классицизма или романтизма, которые отдавали предпочтение итальянской природе. В пейзажах происходило «узнавание» облика родной природы, тесно связанной с познанием народной жизни. В залах представлены пейзажи И.И. Шишкина, А.К.Саврасова, А.И.Куинджи, И.С.Остроухова, И.И.Левитана, Ф.А.Васильева и других.
Экспозицию галереи украшают полотна известнейших русских художников И.Е.Репина, В.И.Сурикова, В.М.Васнецова, В.В.Верещагина и других.

ЗАЛ № 6.
Характерное явление всей культуры второй половины и конца ХIХ века – обращение к национальной тематике. В эти годы в искусстве меняется живописная техника изображения объектов природы. Развивается пленэрная живопись. Картины, созданные на природе, передающие ее красочное богатство, свет, воздух, преобразились. В них, кажется, ворвался свежий ветер, живой свет, естественное освещение, бескрайние просторы. Передача световоздушной среды были  характерны для всех видов и жанров живописи. Представлены полотна: К.А. Коровин «Весной», 1902; Л.В.Туржанский «Август месяц»,1912, «Золотая осень»; А.Е.Архипов «Баба», «Купола», 1912; Ф.А.Малявин «Девка», 1900-е гг; В.А.Серов «Катание на масленице», 1908 и другие.  

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню